
Задачи и предмет гражданского права как учебной дисциплины
Рассмотрим задачи и предмет гражданского права как учебной дисциплины, определим основные подходы к изучению гражданского права.
Учебная дисциплина «Гражданское право» выступает одним из базовых курсов, которые изучаются в юридических вузах. По объему, многообразию и сложности изучаемого материала, по своему значению в процессе создания у студентов юридического мышления гражданское право заметно превосходит остальные изучаемые студентами дисциплины.
Основным предметом гражданского права как учебной дисциплины считают гражданское право как отрасль законодательства и отрасль права.
В процессе обучения студенты должны получить представление о содержании институтов гражданского права, уяснить базовые нормы и правила действующего гражданского законодательства.
По этой причине в учебной литературе, на лекциях и практических занятиях подробно рассматриваются основы гражданско-правового регулирования.
Однако владеть и знать в совершенстве весь правовой массив содержания гражданско-правовых норм представляется невозможным. При этом в отдельных своих положениях он претерпевает частые изменения, уследить за которыми также сложно. По этой причине задача обучения гражданскому праву состоит в выработке у студентов навыков самостоятельной работы с содержанием правового материала, понимания логики и принципов гражданско-правового регулирования.
Поэтому основной акцент при обучении следует делать на изучении результатов, которые получены наукой гражданского права. Студенты и практикующие юристы должны усвоить понятия, правовые конструкции, принципы и концепции науки гражданского права.
Важной задачей гражданского права как учебной дисциплины становится освоение студентам навыков правоприменения.
На практических занятиях студенты должны овладеть навыками самостоятельного применения правовых норм к разным жизненным ситуациям. Решению указанной задачи способствуют практикумы, на которых рассматриваются разнообразные казусы, которые обычно основаны на реальных судебных и иных делах.
При разрешении данных казусы в рамках домашних заданий и последующего обсуждения их решений в аудитории, студенты приобретают навыки по ориентации в законодательстве, обоснованию своей позиции по делу и т.п.
К эффективной форме организации практического обучения следует отнести и юридические клиники, которые существуют при многих факультетах и вузах. Работая в клинике и консультируя под контролем преподавателей малоимущих граждан, студенты не только приобретают навыки по применению законов, но и учатся составлять юридические документы и т.п.
В настоящее время в юридических вузах получили распространение дистанционное обучение, тестирование и иные формы преподавания. Однако они не должны подменять основные формы и методы обучения.