kolona.jpg

Рассмотрим состав методологии науки гражданского права, а также определим содержание отдельных методов познания.

Для решения задач наука гражданского права применяет современные методы научного познания, совокупность которых и образует методологию науки гражданского права.

Под методами познания (методологией) понимают способы и приемы, используемые исследователями при изучении предмета науки гражданского права. При этом данными методами должны владеть и юристы-практики. Однако отдельные юристы считают, что для эффективной работы юристу достаточно уяснить основные законы.

Настоящий юрист-профессионал должен знать не только содержание правовых норм, но и уметь правильно осмыслить и проанализировать возникшую правовую проблему, разработать и предложить оптимальные пути и механизмы для её разрешения.

В большинстве случаев для этого необходим творческий подход к аналитическому уяснению сложившейся ситуации, владение навыками научного познания и разрешения правовых явлений, умение применять соответствующую методологию.

В теоретической литературе в методологии научного познания обычно выделяют общенаучные и частнонаучные методы. Подобное деление во многом носит условный характер, так как оно основано на степени распространенности методов исследования.

К общенаучным относятся методы, которые применяются в философии и в целом во всех общественных науках: исторический, диалектический, формально-логический, анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, системно-структурный, статистический, функциональный, социологический и т.п.

К частнонаучным относятся методы, которые применяются преимущественно при исследовании правовых явлений и процессов: догматический анализ (толкование правовых юридических конструкций и норм), комплексный подход к изучаемым явлениям, метод сравнительного правоведения и т.д.

Применение указанной методологии позволяет всесторонне изучить комплекс сложных правовых явлений, выявить их существенные стороны и взаимосвязи с другими процессами.

Методология науки гражданского права отражает набор инструментов, используя которые она познает свой предмет и достигает поставленных целей.