kolona.jpg

Рассмотрим состав федеральных конституционных законов, которые выступают источниками гражданского процессуального права.

Согласно части 1 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса РФ федеральным конституционным законом, который определяет порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, выступает ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.

Статья 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» гласит, что к судебным инстанциям, формирующим систему федеральных судов общей юрисдикции, относят Верховный Суд России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды.

Следовательно, в законодательство, которое определяет порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, следует также включать и федеральный конституционный закон «О военных судах в Российской Федерации» от 23 июня 1999 года.

Отдельные процессуальные нормы имеются и в иных федеральных конституционных законах.

Следует отметить федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года как источник процессуального права.

Согласно статье 118 Конституции и статье 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Конституционный Суд России входит в состав судебной системы РФ.

Главной функцией Конституционного Суда РФ является конституционный контроль за соответствием нормативных актов Конституции России посредством проверки в порядке судопроизводства.

Нормативно-правовые акты или отдельные их положения, которые признаны неконституционными, утрачивают силу. Международные договоры, которые не соответствуют Конституции РФ, не подлежат введению в действие и их применению. Решения судов, основанные на актах, которые признаны неконституционными, не подлежат исполнению.

Все решения Конституционного Суда РФ обязательны для соблюдения и исполнения на территории России для всех судебных органов.

Если акт признан как не соответствующий Конституции РФ, то принявшие его государственный орган либо должностное лицо принимают новый акт, который должен содержать положение об отмене нормы, не соответствующей Конституции России.

При этом неконституционное нормативное предписание прекращает своё действие с момента принятия соответствующего решения Конституционного Суда РФ, а не с момента его отмены государственным органом либо должностным лицом.

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют выявить в постановлениях Конституционного Суда РФ особый правовой статус, а также рассматривать их как источник гражданского процессуального права.