kolona.jpg

Рассмотрим вопрос соотношения системы права и системы законодательства, а также определим характер их взаимосвязи.

Установление соотношения системы права и законодательства имеет теоретическое и практическое значение. Теоретически правильное осмысление данного вопроса позволяет заметно повысить эффективность работы, направленной на издание и систематизацию нормативных правовых актов, что благоприятно сказывается на состоянии всей совокупности официальных форм представления права.

Методологической базой для её решения выступают общие закономерности соотношения права и закона (законодательства). Под «законом» понимается не только непосредственно  законы, а вся система официальных источников права. Правовой закон собственно и формирует право. Права отсутствует вне рамок форм своего выражения.

Иными словами система права может реально быть только в системе законодательства. В учебной литературе подчеркивается, что система права и законодательства представляют собой две стороны одного и того же явления в форме объективного права.

Попытка выведения системы права за грань системы законодательства предполагает и выведение данной системы за границы непосредственно права. Систему права и законодательства можно соотнести как содержание и форму.

Следует отметить, что система права и законодательства имеют тесные взаимосвязи, но тем не менее они являются разными системами в виду различного целевого назначения и строения.

Система права отражает строение (элементы и структуру) правовой информации и создает условия для действия права как информационной регулятивной системы. Она раскрывает содержание права.

Система законодательства показывает строение носителя правовой информации, выполняя задачу по обеспечению надежного хранения данной информации и её эффективному применению. Она отражает форму права.

В юриспруденции данную зависимость законодательства от права характеризуют как зависимость от субъективного фактора.

Элементами системы права выступают нормы, институты и отрасли. Элементами системы законодательства являются нормативные правовые акты, а также их разделы, главы, статьи, пункты, подпункты и т.д.

Структура законодательства может быть представлена как по вертикали согласно принципу субординации, так и по горизонтали согласно принципу координации.

Основой для построения системы нормативно-правовых актов выступает Конституция государства (вертикальное строение). При горизонтальном строении принято выделять совокупность отраслей законодательства.

В федеративных государствах системы законодательства характеризуются своей собственной спецификой. Они включают как общегосударственную, так и региональную составляющую.

Система права выступает объективным фундаментом для системы законодательства, поскольку законодательство выстраивается законодательными органами на основании права.

Процесс совершенствования системы законодательства не должен ограничиваться лишь в копировании системы права. Развитие законодательства должно позволять ему более полно исполнять свое служебное назначение по отношению к праву. Это должно выражаться в обеспечении четкости и доступности правовой информации, установлении ясной иерархии юридических норм в зависимости от их юридической силы, что позволит учитывать особенности государственного устройства той или иной территории.

Система законодательства (всю совокупность нормативно-правовых актов) представляет собой результат специальной работы уполномоченных органов (наделенных «правом на правотворчество»). При этом их деятельность может иметь различный уровень эффективности, что в конечном итоге находит выражение на качестве выполнения регулятивной функции государства.

Таким образом, система права отражает строение правовой информации, а система законодательства показывает строение носителя правовой информации. Система права раскрывает содержание права, а система законодательства отражает форму права.