kolona.jpg

Определим особенности государственного строя Рима в период ранней империи (принципата).

Период империи принято делить на два этапа: раннюю империю (I – III века н. э.) и позднюю империю (IV-V века н. э.).

Период ранней империи называют «принципатом», так как в литературе императоров данного периода использовалось слово PRINCEPS (во времена республики указанным термином обозначали «первоприсутствующих» в сенате).

В это время императоры ещё не идентифицировали себя в качестве монархов. Императоры именовали себя только «первыми гражданами», которые имеют наибольший авторитет и высшие полномочия.

Император воспринимался всё ещё республиканским магистратом, но пожизненным и обладающим особой высшей и неограниченной властью. Императора чаще всего называют «Принцепсом», реже – «Августом» и «Императором». Со временем титул императора приобретает постоянный характер.

После смерти императора сенат давал заключение о характере и значении его деяний.

Если деяния признавались недостойными, то сенат отменял законы и распоряжения данного императора. Помимо этого, он предписывал обречь на забвение умершего императора, что предполагал вычеркивание его имени из системы государственных документов.

Если правление и деяния умершего характеризовались как положительные, то сенат имел возможность специальным постановлением объявить его «божественным». Например, подобным образом поступили в отношении Октавиана Августа.

Во времена принципата значимым признаком монархической власти являлся её переход по наследству. Однако, в Риме отсутствовал закон, который бы регламентировал порядок престолонаследия. Существовало как бы молчаливое признание права императора на передачу власти по наследству.

Согласно устоям государственного строя Рима юридически и формально нового императора выбирал сенат. Фактически же император сам указывал своего преемника в завещании.

В период принципата императорский престол фактически полностью оказывается в руках армии. Первый император Веспасиан (69-79 годы н. э) из династии Флавиев был выдвинут легионами, которые располагались в Сирии и Иудее.

В остальных случаях императоров выдвигала на престол преторианская гвардия. Она представляла собой привилегированную воинскую часть, своеобразную гвардию римских императоров. Ряд императоров в результате дворцовых интриг были насильственно свергнуты с престола и убиты преторианцами.

При Октавиане Августе (27 год до н. э.  – 14 год н. э.) в политике Рима заметную роль играли родственники и друзья. Эти приближённые к императору люди представляли собой императорский совет, которые обсуждали вопросы, возбуждавшиеся перед ними императором.

Во времена принципата в государственном управлении возрастающее значение получает императорская канцелярия. В её состав входили свободные люди и вольноотпущенники. Императорская канцелярия имела нескольких отделений. Одно из них ведало официальной перепиской императора, другое отделение оформляло ответы на прошения, третье – получало справки для решения судебных дел, четвертое – составляло и редактировало речи императора.

При принципате с юридической точки зрения сенат считался законодательным органом, так как императорские указы вносились в сенат для получения силы закона. Однако обычно сенатские постановления принимались по инициативе императора.

На обсуждение в сенат попадали лишь те вопросы, которые уже рассмотрели в императорском совете. Отсутствовали случая, когда сенат отклонил подобный проект. Это неудивительно, поскольку сенаторы назначались и снимались с должности императором. Как правило, законопроекты принимались единогласно.

Август определ для сенаторов большой имущественный ценз. Со временем правомочия сената все более сокращаются. Его решения вытесняют императорские указы, которые имели силу закона. Помимо этого, император имел возможность наложить VETO на решения сената. При Августе и последующих принцепсах за сенатом все ещё закреплялись отдельные финансовые, управленческие, административные и судебные функции.

В период принципата отмечалось также ослабление магистратуры. В данной ситуации Август замкнул на себе полномочия важнейших республиканских должностей (цензора, народного трибуна и т.д).

В соответствии с основами государственного строя Рима во времена империи особым сенатским постановлением император приобрел звание верховного понтифика.

Заметную роль в управлении государством выполняли так называемые «префекты».

В период республики последний консул, который оставлял столицу, назначал градоправителя (городского префекта). Префектов перестали назначать после появления в 367 году до нашей эры должности городского претора.

В период принципата префектов назначают уже на постоянной основе. Впоследствии вообще всех должностных лиц стали титуловать префектами.

В самом Риме префект заведовал полицией. Также он имел судебную власть и выступал в качестве апелляционной инстанции. Правомочия городского префекта распространялись на территорию города и его округу радиусом 150 км.

Со времен Августа, префекты становятся начальниками дворцовой стражи императора, в результате чего их называют «префектами претория». В качестве наиболее известных префектов претория можно назвать таких выдающихся юристов как Папиниан, Павел и Ульпиан.

Со времен императора Коммода (180-192 гг. н. э.), префекты претория выполняют не только административные, но и судебные функции. Они отправляют правосудие от имени принцепса в качестве апелляционной инстанции.

Императорская власть уделяла огромное внимание провинциальному управлению. В провинциях искоренялись грабежи и пиратство, проводились дороги, которые имели большое военное и торговое значение.

В период республики провинциями руководили «проконсулы». Ими являлись бывшие консулы, которым сенат продлевал их империй, для того, чтобы они имели возможность выполнить государственное поручение.

Впоследствии термин проконсул прилагался наместнику провинции, в которой он вершил правосудие. Данную юрисдикцию проконсул мог делегировать помощнику либо заместителю, который действовал в звании «легата».

Начальников провинций, которых считали наместниками императора, называли «презесами». Они наделялись судебными функциями по гражданским и уголовным делам. Решение презеса по ним было окончательным. Также он осуществлял командование войском.

Вся римская территория подразделялась на две половины: императорскую и сенатскую. Однако указанные части были не одинаковы по своему значению и роли.

Сенатские провинции были спокойными и замиренными провинциями, в которых отсутствовали римские войска. Так как характеристика «замиренные» было синонимом «разграбленные», то доходы от этих провинций были крайне малыми. Сенатские провинции являлись бедными областями.

Выделяли два вида казнысенатскую и императорскую. Сенатская казна постепенно истощалась, а императорская казна напротив обильно пополнялась и процветала.

Таким образом, принципат представлял собой монархию, которая маскировалась республиканскими формами.