kolona.jpg

Рассмотрим особенности правомочий консулов и установим состав правомочий преторов.

Правомочия консулов

Консулы были высшими правительственными чиновниками в Риме. Они открывали заседание сената и выступали в нём в качестве председателя. Консул председательствовал и в центуриатных комициях. Правомочия консула при необходимости позволяли ему представлять государство во внешних отношениях.

Консулу принадлежали обширные судебные правомочия: он имел право приговаривать даже к смертной казни или крупному штрафу. Консул надзирал за осуществлением культовых мероприятий и т.д. При этом консульская власть представляла собой преимущественно военную силу.

Греческие авторы, которые побывали в Риме, именовали консулов стратегами.

Права и правомочия консулов в период войны в войсках обозначаются термином IMPERIUM MILITIAE.

Он осуществлял набор римских граждан в армию. После укомплектования войска воины приносили присягу консулу. После проведения религиозных обрядов войско выходило за пределы города, а консул наделялся правомочиями полководца.

Отдельная армия консула и театр военных действий, в пределах которого реализовывалась единоличная консульская власть, именовались «провинцией».

Он обладал правомочием назначать командный состав. В данном вопросе между Афинами и Римом имелось определенное различие. Консулы имели право объявлять войну тем народам и странам, через территорию которых проходили их армии. Однако объявленная им война не представлялась главной. Ею являлась война, которая объявлялась только сенатом, либо с его одобрения.

Сфера действий консулов определялась трояким путем: жребием между коллегами, соглашением между коллегами, по указанию сената.

Он имел и финансовую власть, так как сенат выделял для ведения войн огромные денежные ресурсы.

Консул реализовывал высшую уголовную и гражданскую юрисдикцию в войске. Он имел право на распоряжение захваченным имуществом.

Консул обладал правомочием на заключение перемирия с врагом Римского государства. Однако договор, который заключался им с противником, имел только предварительный характер и нуждался в ратификации сената.

Ограничения власти консулов

Однако власть консула не имела абсолютного характера, она сопровождалась рядом ограничений:

– срок данной магистратуры составлял один год;

– любой консул мог наложить запрет и приостановить распоряжение своего коллеги;

– приговор, который выносился консулом в пределах города, мог быть обжалован в народном собрании.

Сенат контролировал поведение консула на войне. Он должен был посылать сенату информацию о ходе военных действий, а также запрашивать у сената указания на сценарий поведения. Сенат прикреплял к консулу специальное лицо (квестора) для контроля над процессом расходования средств, которые выделялись для военных нужд.

Консул мог быть привлечён к судебной ответственности в следующих случаях: за потерю и гибель войска, за неудовлетворительный результат сражения, за неправильное и нерациональное расходование денежных сумм, выделенных на войну и т.д.

Правомочия преторов

В 367 году до нашей эры была введена новая должность – претора. Претор обладал рядом правомочий. Он в первую очередь выполнял административные функции. Претор был обязан следить за общественным порядком в городе. Соответственно, он представлял собой своеобразного градоначальника.

Претор считался младшим коллегой консула. В данном качестве он выполнял гражданские и военные функции консулов, т.е. командовал войском, выступал председателем в народном собрании и т. д.

Преторы избирались сроком на один год в центуриатных комициях. С 242 года до нашей эры стали избирать двух преторов. Один претор руководил делами римских граждан, а второй претор заведовал делами иностранцев.