Фундамент цивилизационного подхода составляют духовные признаки: национальные, культурные, религиозные, психологические и т.п.

Представителями цивилизационного подхода являются: историк А. Тойнби, социолог П. Сорокин, философы О. Шпенглер и М. Вебер и т.д.

Согласно пониманию А. Тойнби, цивилизация представляет собой замкнутое и локальное состояние общества, которое характеризуется общностью этнических, религиозных, географических и иных признаков.

В зависимости от указанных признаков принято выделять следующие типы цивилизаций: православная, китайская, западная, арабская, египетская, иранская, мексиканская и т.п.

Каждая цивилизация формирует определенную устойчивую общность для всех государств, которые существуют в её пределах. Цивилизационный подход обоснован на идеях целостности и единства современного мира, а также приоритете идеально-духовных факторов.

Тойнби создал теорию круговорота замкнутых цивилизаций, которые сменяют друг друга. Согласно этой теории динамические изменения (появление, рост, надлом, разложение) происходят не в пределах мирового общественного процесса, а внутри отдельно взятой цивилизации. Цивилизации выступают своеобразными ветвями дерева, которые функционируют рядом друг с другом. В качестве движущей силой в круговороте цивилизаций действует творческая элита, увлекающая за собой в целом инертное большинство. По этой причине духовное совершенствование поколений людей Тойнби рассматривает как непременный элемент обеспечения прогресса.

К достоинствам цивилизационной типологии принято относить следующие обстоятельства:

– духовные факторы признаются в качестве существенных в определенных конкретно-исторических условиях;

– по причине расширения диапазона духовных критериев, характеризующих непосредственно особенности определенных цивилизаций, оформляется географически адресная типология государств.

К недостаткам цивилизационной типологии относят следующие обстоятельства:

– отмечается недооценка социально-экономических факторов, которые преимущественно оказывают влияние на политику конкретной страны;

– выделяя много идеально-духовных факторов в виде признаков цивилизаций, по сути, произведена типология не государства, а общества. Государство является лишь политическим элементом общества, имеющим свою природу с собственными параметрами, которые не совпадают с критериями общества как более широкого и ёмкого понятия.

В связи с тем, что типология государства выступает способом познания, формационный и цивилизационный подходы скорее не исключают, а органично дополняют друг друга.

Их сочетание формирует более уместные приемы понимания разных типов государства с учетом социально-экономических и духовно-культурных факторов. Таким образом, указанные подходы должны применяться в комплексе.