Типология представляет собой учение о типах, т.е. больших классах определенных объектов, которые имеют набор общих (характерных для каждого типа) признаков. Типологию можно рассматривать как разновидность классификации, включающую:

– исследование оснований для деления на типы;

– характеристику непосредственно самих типов внутри типологии.

Среди множества подходов к различению типологий государства и права следует особо выделить формационный и цивилизационный подходы.

1. Базис формационного подхода к типологии составляет понятие «общественно-экономическая формация». Она должна характеризовать тип общества в определенном единстве его базиса (экономической системы общества) и надстройки. Данный подход был разработан в марксистской теории.

2. Базис цивилизационного подхода к типологии составляет понятие «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский). Основное назначение термина «цивилизация» состоит в обозначении типа культуры. По этой причине в данной типологии при понимании цивилизации нужно отталкиваться от понимания категории «культура».

Человек как социальный субъект стал создавать для себя новую искусственную сферу обитания (так называемую «вторую природу»). Подобная деятельность человека и её результаты именуют «культурой». Ключевой категорией при анализе и характеристике культуры выступает понятие «ценность». В рамках своей жизнедеятельности человек создает как объекты материальной культуры, так и духовные ценности. К ним следует отнести и такие ценности, как право и государство.

Таким образом, цивилизацию следует определить как целостную систему материальных и духовных ценностей, которая обеспечивает устойчивую деятельность человека и общества.

Главные подходы и принципы при изучении истории с помощью категории «цивилизация» были разработаны ученым Джозефом Тойнби. По его мнению, различие цивилизаций в типологии состоит, прежде всего, в образе мышления. При этом данной типологии наименьшее значение отводится географическому фактору и принадлежности населения к определенной расе.

В мировой истории Тойнби выделил 21 цивилизацию: православную, китайскую, западную, египетскую, арабскую, иранскую, мексиканскую и т.д. Подобным образом, он провел своеобразную типологизацию общества, не имея цели разрабатывать типологию государства.

Для определения типпологии государства применительно к определенной цивилизации необходимо учитывать их типы.

3. Важное место в исследовательской базе типологии государств занимает либертарно-юридический подход. Базис этого подхода составляет идея, согласно которой история развития человечества выступает проекцией истории развития свободы.

Философ Гегель полагал, что существует четыре всемирно-исторических типа царств: восточное, греческое, римское и германское. По мере смены указанных типологий отмечается и изменение соответствующих форм государства. Так восточному царству была характерна теократия (свобода одного), греческому и римскому типам соответствовала демократия или аристократия (свобода некоторых), а германскому царству была свойственна монархия с представительной системой и свободой всех.

4. Ученый Нерсесянц отмечает, что типологии государства и права представляют собой главные исторические формы для признания и организации свободы человека, которые отражают этапы её прогресса.

Первый тип государств составляют этнические государства Древнего мира. Регулирующему воздействию государства и права подвергались только индивиды определенной национальности. Следовательно, принадлежность к «титульной нации» как бы гарантировала определенную степень свободы, возможность быть субъектом права. При этом несвободные принимались за объекты правоотношений.

Второй тип представлен сословным государством Средних веков. В подобном государстве свобода имеет характер сословных привилегий и ограничений. Человек выступает субъектом права по признаку принадлежности к определенному сословию. Внутрисословное равенство реализуется наряду со значительным межсословным неравенством.

Третий тип формируют государства и право индивидуалистического типа. После окончания эпохи буржуазных революций человек начинает рассматриваться как субъект права только поскольку, постольку он уникальная личность (индивид), а не как представитель определенного сословия.

Четвертый тип представлен государствами гуманитарно-правового типа. В них человек рассматривается как носитель неотчуждаемых и прирожденных прав, которые формируют основу действующего позитивного права.

5. Типология государств М.И. Кареева. В соответствии с ней выделяется 6 исторических, последовательно сменявших друг друга, типов государств:

– город-государство;

– восточная деспотия;

– феодальное поместье-государство;

– сословная монархия;

– западноевропейская и абсолютная монархия;

– конституционное государство.

В исследовании Кареева показана реальная эволюция государств, которая в значительной степени совпадает с имеющимися в настоящее время разработками в области этнографии, истории и археологии.

6. Типологии права. В актуальной зарубежной науке имеет широкое распространение позиция, по которой в истории права выделяют три этапа:

– обычное право;

– каноническое право;

– светское право.

В отечественном правоведении огромный интерес представляет научная позиция С.С. Алексеева, который выделяет четыре ступени в истории развития позитивного права:

право сильного выступает доцивилизованной стадией в правовом развитии, на которой оно принадлежит вожаку или старейшине и отражено в обычаях;

кулачное право просуществовало в азиатских теократических государствах при рабовладении и феодализме. Ключевыми элементами создания права являлись власть и религиозная идеология. При этом возникло уже писаное право, но при наличии отдельных элементов обычного права (система привилегий и сословные традиции);

право власти стало формироваться с конца XVIII века. В его качестве признают абсолютно все веления, которые исходят от государства;

право гражданского общества представлено системой норм, основывающейся на естественном праве, а оно само принимается обществом в качестве носителя гуманитарных ценностей.

Вышеприведенные типологии государства и права отражают точки зрения различных исследователей на понимание этапов развития указанных категорий.