Марксистско-ленинское учение в официальной идеологии советской системы являло собой марксистскую доктрину, которая была дополнена выводами теоретических разработок вдохновителей большевизма. К ним следует отнести следующих политических деятелей: Ленин, Бухарин, Сталин.

Марксистско-ленинское учение остается одним из направлений учения о праве и государстве, которое, однако, испытывает потребность в осмыслении с учетом практики его реализации и разработки новых теоретических конструкций.

В литературе выделяют ряд основных черт марксистско-ленинского учения о праве и государстве.

Во-первых, обусловленность природы государства и права как надстроечных элементов экономической системы общества. При этом преимущественное значение уделялось характеру производственных отношений, который формировал экономический базис общественной формации. В целом историко-материалистический подход марксистско-ленинского учения к пониманию сущности государства и права отличается логичностью.

Во-вторых, объяснение сущности и происхождения государства и права разделением общества на противоборствующие классы. Согласно позиции Маркса, суть государства и права невозможно понять вне контекста рассмотрения межклассовой борьбы. Теоретики большевизма и марксистско-ленинского учения отмечали важность данного тезиса. Для них государство выступает «машиной» для классового подавления.

В-третьих, идея о применении мер насилия для устранения «устаревшей организации общества». Данный тезис марксистско-ленинского учения на практике был реализован в крайних формах.

В-четвертых, к основным чертам марксистско-ленинского учения о праве и государстве относят отрицание принципа разделения властей. Тезис об объединении в одном органе законодательной и исполнительной власти выступает одним из теоретических постулатов, который был заложен в фундамент создания Советского государства.

В-пятых, к основным чертам марксистско-ленинского учения о праве и государстве причисляют идею об отмирании государства. Она является одной из важнейших в марксизме-ленинизме. По ней государство должно отмереть вместе с делением общества на отдельные классы. При этом право исчезнет вместе с государством.

В-шестых, в целом для марксистско-ленинского учения свойственна недооценка роли и значения права, присутствует пессимистичное отношение к идее построения правового государства. По этой причине многие западные авторы причисляют марксистское учение о праве к нигилистическим с юридической точки зрения. Однако в марксизме имеется и немало теоретически ценных идей и положений о праве.

Таким образом, критически изучая марксистско-ленинское учение о праве и государстве, необходимо выделить и сохранить теоретические положения, которые представляющие ценность для современной юридической науки.