Определим основные черты социологической школы права.

Начало формирования социологической юриспруденции произошло в конце XIX века. В эти времена социология обособилась в качестве самостоятельной отрасли знаний.

Социологические теории права формировались двумя направлениями.

Во-первых, путем создания правовых теорий в рамках общей социологии.

Во-вторых, путем широкого распространения социологических методов исследования в юриспруденции.

Основоположниками социологической теории считаются фон Иеринг, Дюги, Жени, Эрлих, Муромцев.

Характерным тезисом для всех направлений социологической школы является  свобода судейского усмотрения.

Сторонники социологической школы противопоставили позитивному праву как «мертвому» и «книжному» праву право «живое» и «право в действии».

Важную роль в развитии социологической школы выполнил американский юрист Роско Паунд. Он считал, что право – это прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда.

Представители социологической школы подвергли критике формально-догматический, нормативный подход к праву, назвав его «юриспруденцией понятий».

Социологическая юриспруденция (как и доктрина естественного права) переходит рамки закона (писаного права) в сферу реализации права и правоприменительной практики. Отрицательное отношение к позитивизму объединяет оба направления.

Позитивным в социологической школе права является ориентация на учет реальных процессов в правовом регулировании, их рассмотрение при помощи конкретно-социологических методов.

В настоящее время правовая доктрина России по многим вопросам теоретических исследований ориентирована от нормативного подхода к социологическим методам изучения правовой системы.

Перечень проблем юридической практики, выработка понятийного аппарата правовой системы, введение социологии права в качестве элемента в общую теорию права – все это располагается в фокусе социологической школы.

Недостатком социологической школы является возникновение риска размытия понятия права и потери им своих границ. В результате расширяются возможности для нарушения закона, злоупотребления властными полномочиями административными органами и судами.