Выявим основные черты естественной теории права, а также определим содержание данной теории.

Естественное право представляет собой набор социально-правовых притязаний общества, которые обращены к государству и основаны на принципе наличия у человека естественных и неотчуждаемых прав.  К ним следует отнести: право на жизнь, свободу, равенство, уважение и т.д.

Представления о естественных правах человека эволюционировали наряду с развитием общества, что на определенном этапе привело к созданию соответствующей теории, которая обладает некоторыми чертами.

Сущность идеи естественного права с самого ее появления заключается в том, что естественные свободы человека принимались как своеобразный критерий для анализа и оценки правового содержания закона (писаного права).

Теория естественного права была полноценно оформлена в XVII-XVIII веках. Данная теория стала своеобразным идеологическим оружием буржуазии в их борьбе против феодальных и абсолютистских порядков.

Основателем теории естественного права является Гроций. В последующем теория получила свое развитие в произведениях Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера, Радищев и других исследователей.

Для классического учения XVII-XVIII веков свойственно то, что естественные свободы рассматривались как вечные и неизменные явления.

В XX веке естественные права начали связывать с чертами и природой человека как социального субъекта, они получили дальнейшее выражение в виде социально-экономических и политических свобод.

Немецкий правовед Штаммлер разработал идею «естественного права с меняющимся содержанием». В научной литературе того времени подобный подход называли «возрожденным естественным правом».

Впоследствии развитие теории естественного права происходило по двум основным направлениям:

1) неотомистская теория, согласно которой источником естественного закона является Бог (представители: Маритен, Месснер);

2) «светская» теория, разграничивающая право и закон, указывает на наличие для писаного права некой этической первоосновы (естественного права), которая опирается на принцип справедливости.

Таким образом, к основным чертам, которые отражают содержание и развитие теории естественного права, следует отнести:

– утверждение о существовании естественных, вечных и неотчуждаемых свобод человека, которые предопределены самой его природой;

– установление различий права и закона;

– идею «естественного права с изменяющимся содержанием», которая учитывает реальные процессы развития прав человека и общества;

– наличие различных направлений развития естественно-правовой теории.