kolona.jpg

Соотношение государства и права предполагает выявление их единства и различий.

Единство государства и права связано с общностью их происхождения, истории развития, типологии, предопределенности экономическими, социальными, культурными и иными условиями. Единство государства и права проявляется в том, что они выступают инструментами социальной регламентации и упорядоченности, определяют и балансируют общие и частные интересы, а также гарантируют соблюдение прав и свобод личности.

На единство рассматриваемых понятий указывает и то, что они изучаются одной наукой – общей теорией государства и права. Развитие государства и права представляет собой единый процесс. По этой причине отдельное их рассмотрение привело бы к ухудшению качества осмысления содержания данных сложных категорий, что делает необходимым их исследование в единстве.

Однако отмеченные выше обстоятельства не говорят о том, что все, свойственное государству, характерно и праву, а наоборот. Категории государство и право являются достаточно самостоятельными явлениями общественной и правовой действительности. Поэтому исследование сущности государства и права подразумевает неизбежность установления как их общих, так и особенных их свойств.

Различия государства и права отражены в определениях данных понятий, их онтологическом статусе и общественной природе. Так, государство – это особая политическая и территориальная организация публичной власти, а право представляет собой систему официально принятых и охраняемых норм, которые выступают регуляторами поведения человека и общества.

Они имеют различия в социальном назначении и выполняют разные роли. Государство представляет собой силу, а право характеризует волю. Рассматриваемые категории различия в плоскостях охвата, они не идентичны по форме, содержанию, структуре и составу.

Взаимодействие государства и права отражается в многоаспектном воздействии их друг на друга.

Влияние государства на право проявляется в том, что оно его создает и претворяет в жизнь. Однако, первопричины права заложены в социальных потребностях в наличии регуляторов общественной жизни. После их фиксации государством, оно создает юридические нормы и придает им форму законов.

Правотворчество выступает исключительной прерогативой государства. При этом подразумевается как аутентичное правотворчество, так и делегированное.

Как правило, государство самостоятельно разрабатывает и принимает правовые нормы. Однако оно может и делегировать право принимать отдельные юридические акты общественным и иным организациям, а также придавать силу закона судебным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.

Следовательно, что процесс правотворчества может двигаться как сверху вниз, так и снизу вверх. Но в результате право исходит всё же от государства как официального и легитимного представителя общества. Без его разрешения никто не может создавать право.

Таким образом, между государством и правом существует единство и различия. Они пронизаны сложными и диалектическими взаимосвязями, которые следует принимать во внимание при теоретическом осмыслении данных категорий.