В юридической литературе встречается множество подходов к классификации и выделению видов государственных органов.

В зависимости от порядка формирования они делятся на следующие виды:

органы, которые избираются непосредственно населением (Президент РФ, Государственная Дума, региональные парламеты),

органы, которые формируются иными государственными органами (Правительство России, Верховный Суд РФ).

В зависимости от формы осуществления государственной деятельности они подразделяются на такие виды: представительные (законодательные), исполнительные, судебные, контрольные и надзорные.

К законодательным государственным органам относят: Федеральное Собрание РФ, Архангельская областная дума и т.д. Их ключевой функцией выступает перенесение мнения и интересов общества в законы.

К исполнительным государственным органам можно отнести: Правительство РФ, министерства и ведомства, администрации субъектов РФ и т.д. Их основной задачей является реализация действующего законодательства.

К судебным органам относят: конституционные, гражданские, арбитражные, военные суды. Их главной функцией является отправление правосудия, рассмотрение имущественных споров физических и юридических лиц, защита прав и свобод человека.

Контрольно-надзорные государственные органы включают следующие виды: прокуратура, органы прокурорского надзора, Счетная палата РФ и т.д. Они призваны следить за надлежащим исполнением положений законодательства и технологической дисциплины.

В зависимости от принципа разделения властей выделяют следующие виды государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.

В зависимости от иерархии и территориальных масштабов деятельности различают следующие виды государственных органов: федеральные, региональные и местные.

В зависимости от характера подчиненности выделяют следующие виды: органы исключительно «вертикального» подчинения (например, прокуратура, суд) и органы «двойного» «вертикально-горизонтального» подчинения (например, полиция).

В зависимости от сроков действия полномочий выделяют следующие виды государственных органов:

– постоянные, функционирующие без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);

– временные, формирующиеся только для достижения определенных целей (например, временная администрация при возникновении чрезвычайной ситуации).

В зависимости от порядка реализации компетенции существуют такие виды государственных органов: коллегиальные и единоначальные.

В зависимости от правовых форм деятельности различают следующие виды: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы.

В зависимости от характера компетенции выделяют такие виды:

органы общей компетенции, которые в пределах собственных правомочий решают любые вопросы (например, Правительство РФ),

органы специальной компетенции, действующие в одной сфере общественной жизни (например, Министерство финансов РФ).

Таким образом, существует большое количество подходов к выделению видов государственных органов, каждый из которых раскрывает различные точки зрения на структурирование огромной системы органов управления государством.