kolona.jpg

Проблема территориальной организации власти свойственна государственно-организованным обществам, поскольку люди в нём управляются опосредствованно через реализацию социально-производственного процесса на определенной территории.

Ключевой задачей государства выступает налаживание жизнь, организация социального процесса на соответствующей территории. Государственная власть и управление формируются по территориальному принципу.

Форма государства подвержена влиянию следующих видов факторов:

– тип государства,

– экономический строй общества,

– национальный и этнический состав населения,

– исторические и культурные традиции,

– территориальные размеры государства и т.д.

Государственное устройство может быть организовано как простым, так и сложным образом.

Формой простого подхода выступает унитарное государственное устройство. Унитарным (с латинского языка «унус» переводится как «один») является одно, единое государство, которое делится только на административно-территориальные единицы и не включает в себя никаких иных государственных образований.

Унитарным государствам характерны следующие черты:

– единый центр управления, который включает общую для всей страны систему высших центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство и один верховный суд);

– одна конституция и единая система законодательства;

– единая судебная система;

– единая денежная система и одноканальная система налогов;

– территориальные элементы унитарного государства (области, округа, графства и т.д.) не наделены государственным суверенитетом и не владеют никакими атрибутами государственности.

При этом в унитарных государствах могут быть национально-территориальные и законодательные (административно-территориальной единице дано право принимать законы) автономии со своими специфическими чертами.

В зависимости от степени подконтрольности местных органов центральным органам власти унитарные государства могут быть следующих видов:  централизованные, децентрализованные и смешанные.

Централизованным унитарным государствам свойственно то, что отсутствует местное самоуправление, а главы муниципальных органов назначаются из центра.

В условиях децентрализованного унитарного государства местные органы власти избирает население, что позволяет им пользоваться значительной самостоятельностью.

Построение смешанных унитарных государств предполагает сочетание элементов как централизованных, так и децентрализованных устройств.