В современной теории и практике государственного республиканского управления выделяют два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

Президентская республика предполагает определенное соотношение объема и характера полномочий президента, парламента и правительства. При этом в руках президента соединены правомочия главы государства и правительства (Аргентина, Бразилия, Мексика, США и т.д.). В президентских республиках государственное управление построено по принципу четкого разделения властей.

Президент организует управление государством, а основной функцией парламента выступает рассмотрение и принятие законодательной базы. В президентских республиках высшие органы власти имеют структурную обособленность и значительную самостоятельность.

Как правило, президентская республика характеризуется внепарламентским механизмом избрания президента через всенародное голосование и формирования правительства, а также отсутствием ответственности правительства перед представительным органом. Оно несет ответственность перед президентом.

У президента отсутствует право на роспуск парламента. Отсутствие права на роспуск парламента лишает президента и правительство возможности оказывать давление на парламент, что устраняет конъюнктурность представительного органа при рассмотрении и принятии им законов.

В свою очередь парламент вправе инициировать против президента процесс импичмента (отстранения от власти). Данная процедура обычно запускается в случае, если президент злоупотребляет властью, совершает тяжкие преступления, умышленно нарушает положения конституции.

Имеется и другая модель президентской республики. В ней президент выступает главой государства, но не совмещает эту должность со статусом руководителя правительства. В такой ситуации президент формирует при себе систему органов (например, в России – администрация Президента РФ), основной функцией которых является содействие президенту в выполнении им своих полномочий как главы государства и гаранта конституции.

Таким образом, президентская республика предполагает создание благоприятных юридических предпосылок для концентрации у президента множества властных полномочий и рычагов.

В ряде случаев президентское правление повышает эффективность управления в случае проведения значимых реформ в странах, которые имеют обширную территорию либо сложную конфессиональную структуру и т.д.

Таким образом, президентская республика при условии соблюдения конституции способствует повышению стабильности в работе правительства, при этом парламент наделен более существенными полномочиями. Президентская республика выступает достаточно гибкой формой правления, что способствовало её широкому распространению. В настоящее время большинство государств реализует именно президентскую систему правления.

К преимуществам президентских республик следует отнести возможность оперативного реагирования на экономические, социальные, экологические и иные вызовы современного времени.

К числу недостатков президентских республик относят то, что сосредоточение чрезмерной власти у президента приводит к существенному снижению качества и эффективности государственного управления при неэффективности, недобросовестности, болезни и возрастных проблемах руководителя.

В силу концентрации власти в руках президента плохое управление может быть сохранено в течение очень долгого периода времени и фактически отбросить государства в своем развитии на долгие десятилетия назад.

Парламентской республике свойственно провозглашение принципа верховенства парламента.

Правительство несет перед ним полную политическую и юридическую ответственность за эффективность собственной деятельности. Формальной отличительной чертой парламентской республики выступает наличие должности премьер-министра, которого выбирает и назначает парламент.

При этом правительство создается лишь парламентским способом из числа членов партии, которая получила большинство мест в парламенте. Представители данной партии сохраняют властные полномочия до того времени, пока они пользуются поддержкой парламентского большинства. Как правило, в парламентской республике руководитель победившей партии получает пост председателя правительства.

Президент принимает только номинальное участие в формировании правительства. Формально он наделен определенными полномочиями, однако в реальности имеет незначительное влияние на процесс реализации государственной власти. В парламентской республике политическое действие президента обычно реализуется лишь с согласия правительства. Нормативные акты президента получают юридическую силу только после их одобрения правительством либо парламентом, которые после этого несут за них полную политическую ответственность.

Парламентская республика представляет собой менее распространенную форму управления государством, нежели президентская республика. Тем не менее и она имеет популярность среди современных государств и реализуется в следующих государствах: Германия, Финляндия, Индия и т.д.

В настоящее время существуют смешанные формы правления: парламентско-президентские и президентско-парламентские. Они выступают результатом своеобразного синтеза принципов построения президентской и парламентской республик (например, Франция).