Сущность республики проявляется в том, что она неизменно характеризуется выборными высшими органами государственной власти, в состав которых входят избираемые народом представители.

Республике как форме правления характерен набор юридических признаков, содержание которых будет представлено ниже.

Республиканское правление представляет собой коллективное управление. Все разнообразные высшие органы государственной власти республики обладают сложной структурой, наделяются определенными полномочиями и несут ответственность за ненадлежащее их исполнение в соответствии с законодательством.

В республиках решения высших органов власти (законодательных, представительных) обычно проходят длительную подготовку и экспертизу, обсуждаются по определенной процедуре, в ряде случаев проверяются в ходе различных экспериментов.

Как правило, решения принимаются путем голосования. Они признаются принятыми в случае, если за них проголосовало простое либо квалифицированное большинство членов парламента республики.

Важным признаком республики является то, что республиканское правление базируется на действии принципа разделения единой государственной власти на отдельные самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную, судебную. То есть разным государственным органам республики поручают исполнять различные функции в рамках реализуемой системы управления государством.

Так, парламенту республики надлежит разрабатывать и принимать законы. Правительство и его органы должно обеспечивать исполнение принятых законов. Судебные органы осуществляют контроль за надлежащим исполнением законов, а также привлекают к ответственности при их нарушении и т.д.

Таким образом, органы республиканского управления наделены разными полномочиями и компетенцией в рамках общей и единой системы реализации государственной власти в республике.

Нужно отметить, что все ветви единой системы государственной власти реализуют именно властные полномочия. Несмотря на разделение властей, все органы государства должны согласованно и системно осуществлять единую государственную власть.

Республика представляет собой форму правления, в рамках которой все верховные органы государственной власти избирает народ либо общенациональный представительный орган.

При республиканской форме управления властные органы избирают на определенный срок. Исключения возможны лишь для судебных органов в отдельных государствах, в которых судей избирают или назначают на пожизненный срок в целях обеспечения их фактической независимости.

Во многих странах предусмотрено дополнительное ограничение относительно количества возможностей избрания на ту или иную должность, что способствует реализации принципа сменяемости. Он предполагает, что каждый человек имеет некий предел своих интеллектуальных, психологических и физических возможностей. При этом добросовестная работа на государственной должности требует предельной самоотдачи.

В условиях республики должностные лица несут ответственность за противоправные и неэффективные действия. При этом она имеет преимущественно политический характер и может выражаться:

– в досрочном отзыве депутата;

– в уходе в отставку правительства или отдельных министров;

– в роспуске парламента;

– в снятии с должности судьи и т.д.

Четкое и понятное распределение компетенции между отдельными государственными органами позволяет установить, где в системе государственного механизма республики произошла ошибка и кто несет за неё ответственность.

Как правило, республика как форма правления предполагает рациональное, т.е. рассудочно-утилитарное восприятие населением деятельности органов государственной власти и их должностных лиц. В большинстве случаев общественное сознание принимает и исходит из принципа формального равенства людей и их единства в пределах данного государства, необходимости поиска компромиссов для обеспечения стабильности республики.

Помимо прочего идея равенства предполагает, что каждый может быть избран на ту или иную должность. Республика как форма управления позволяет наиболее эффективно обеспечивать свободу личности, соблюдение прав, свобод и интересов других лиц. Данный баланс находит выражение в избирательной системе, защите прав и свобод каждого человека.