Выявим состав источников римского права, а также определим содержание категории «источник права».

В литературе по римскому праву понятие «источник права» используется в различных значениях, как:

– источник, содержащий правовые нормы;

– форма возникновения норм права;

– источник познания права.

Согласно Институциям Гая к источникам права относятся: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. Данные источники раскрывают способ (форму) образования норм права. Соответственно, источник права рассматривался в Риме как способ (форма) образования права.

В Институциях Юстиниана указывается два вида источников:

– закон и иные нормы, которые исходят от государственных органов и представлены ими в письменной форме;

– нормы, которые формируются в практической деятельности (правовые обычаи).

В зависимости от письменной или устной формы источников римляне выделяли право писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum).

В широком смысле к источникам права причисляют многочисленные правовые и другие памятники, которые включают юридические нормы и иные данные о праве. В первую очередь к ним следует отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, папирусы с текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне и т.д.

Обычное право и закон. Самым древним неписаным источником права Рима являлось обычное право как совокупность правовых обычаев.

В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, которое сложилось по причине его долгого фактического применения и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Римский юрист Юлиан указывал на давность (длительность) применения обычая и молчаливом согласии общества (признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.

Нормы обычного права включали обычаи предков, обычную практику, обычаи жрецов, обычаи практики магистратов.

В древний период помимо обычного права в Риме в качестве источника права применялись и законы (leges). К первым законам в Риме относятся законодательные акты, которые принимались народными собраниями и утверждались Сенатом.

В 451–450 годах до нашей эры была сделана запись обычаев, которая получила название Законов XII таблиц.

Эдикты магистратов. Римские судебные магистраты имели право на издание постановлений для римских граждан и других жителей Римского государства.

Термин «эдикт» произошел от слова «dico» («говорю») и в соответствии с ним изначально трактовался как устное объявление магистрата следующих видов:

– постоянный эдикт издавался новым магистратом и указывал на то, какие правила будут в основе его деятельности (своеобразный план работы);

– разовый эдикт издавался в связи с решением конкретного дела и по иным незапланированным поводам.

В последующем эдикты принимались в письменной форме и действовали лишь в период управления издавшего их магистрата, а следующий магистрат мог их отменить либо продлить. В начале II века нашей эры эдикты были названы вечными и неизменными.

Деятельность юристов. Большое распространение приобрела такая специфическая римская форма правообразования как деятельность юристов (юриспруденция).

Толкование юристами действующих законов и сочинения юристов, которые посвящались законодательству, именовали комментариями. Также юристы формировали сборники казусов, в которых высказывали своё мнение об определенных юридических событиях. Римские юристы создавали учебники по римскому праву и являлись преподавателями права.

Сочинения римских юристов были тесно увязаны с практикой. Реализуемый ими анализ правоотношений и представление правовых норм характеризовались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений.

К выдающимся римским юристам, внесшим огромный вклад в развитие римского права, следует отнести следующих деятелей: Марк Манилий, Юний Брут, Публий Сцевола, Лабеон, Капитон, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Гай и другие.

Кодификация Юстиниана. Первая половина VI века нашей эры характеризовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить некогда великую Римскую империю.

Огромный труд по составлению юстиниановского Свода был осуществлен в несколько приемов и в относительно короткий срок.

Внимание Юстиниана было сосредоточено на собрании императорских конституций. Следовало привести в порядок конституции, которые накопились за сто лет после издания «Феодосийского кодекса».

Однако Юстиниан решил более сложную задачу – пересмотр и прежних кодексов (Грегорианского, Гермогенского и Феодосийского) путем исключения из этих источников всего устаревшего, а все действующее объединялось в одном сборнике.

Для решения поставленной цели Юстиниан сформировал и назначил комиссию из 10 человек. Через один год комиссия завершила свою работу, и указом «Summa rei publicae» был обнародован Кодекс Юстиниана, который отменил собой три прежних.

Свод законов императора Юстиниана состоял из трех крупных сборников источников римского права: институции, Дигесты и Кодекс.

После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 год, которые не вошли в Свод. Указанное собрание получило название Новеллы.

По замыслу Юстиниана все вышеуказанные части юстиниановской кодификации должны были составить одно целое (один «Corpus» права), хотя они и не были первоначально соединены под одним общим названием.

Только в Средние века, по мере возрождения интереса к изучению римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Corpus juris civilis», под которым он известен и ныне.