Установим значение римского права в истории мировой культуры.

Крупнейшим государством древности было Римское государство. Оно достигло огромных результатов, хотя возникло позже ряда других крупных государств, которые уже имели многовековую историю и высокий уровень культурного и экономического развития.

В литературе получило широкое распространение следующее высказывание: Рим трижды покорял народы мира: вначале силой оружия, затем христианством, и наконец римским правом. Действительно, социально-экономическое прогресс Рима способствовал тому, что он в короткий исторический срок завоевал не только всю Италию, но и значительные территории Средиземноморского района.

Впоследствии ему подчинились территории от предгорий Кавказа на Востоке до Пиренейского полуострова на Западе, и от Африки на Юге до Британии на Севере. Эксплуатация Римской империей многих племён, народов, стран, рабов способствовала острым конфликтам и крупным социальным потрясениям.

В силу сложных процессов Христианская религия, которая поначалу активно преследовалась государством, затем стала признанной общегосударственной религией и приобрела огромное значение. Впоследствии она была принята народами Западной, а затем и Восточной Европы.

Римское право стало наиболее развитой и полноценно оформленной системой права общества, экономика которого в большой мере основывалась на рабовладении.

Римское право заметно превзошло в долголетии своего создателя – античное (рабовладельческое) общество. Оно в той или иной мере стало основой гражданского права и частью уголовного и государственного права многих феодальных, а затем буржуазных государств. Это явление получило название рецепция римского права. Слово RECEPTIO имеет следующее значение «восприятие», «восстановление действия».

Римское право отражало интересам буржуазных отношений, которые зародились в глубинах феодального строя. Оно имело большое значение для купцов, нацеленных на освобождение частной собственности и её ограждение от феодальных ограничений.

Однако в наличии Римского права имело интерес и городское сословие. В нём нашла огромную поддержку королевская власть, которая в сотрудничестве с городами противостояла феодальной раздробленности, стремилась к политическому объединению всей страны.

Хотя римское право было использовано и дворянами в целях ещё большей эксплуатации крестьянства, в конечном счёте рецепция римского права была явлением прогрессивным.

Рецепция помогла ликвидировать партикуляризм и сословность феодального права, которые тормозили развитие торговли, промышленности, частной собственности.

Изучение римского права позволяет лучше осмыслить особенности не только феодального, но и буржуазного права.

Римское право стало одним из источников Гражданского кодекса Наполеона 1804 года, который являлся образцовым сводом законов буржуазного общества и выступил как основа кодификаций многих государств мира.

Россия получила римское наследие как бы из вторых рук – из Византии. По этой причине и упоминали о греко-римском праве. Оно нашло своё выражение в списках так называемой Кормчей книги, которая была «источником церковного права». Помимо этого, оформившийся в шестнадцатом веке Литовский статут перенял некоторые идеи и нормы частного римского права.

Законодательная и судебная практика Московского государства XVI-XVII веков, в свою очередь, впитала положения Литовского статута. Таким образом, между русским правом и римским правом в XVI-XVII веках имелись точки соприкосновения, хотя и слабые.

Созданные в России в XVIII-XIX веках университеты с юридическими факультетами западноевропейского образца выступили дальнейшими проводниками подходов и понятий римского права.

Российские университеты включали в учебные планы не только историю римского права, но и догму римского права, что имело огромное значение для развития образовательной сферы.

Хотя в России не отмечалось рецепции римского права в её западном варианте, однако всё же присутствовал тонкий и неуловимый процесс культурного заимствования. Римское право стало своеобразным элементом русской культуры.

Сочинениям римских юристов были характерны как минимум два достоинства: римские юристы не были кабинетными учёными и в их деятельности отлично переплетались теория и практика.

Значение и сила юристов состояла в доскональном знании запросов жизни: анализ юристами конкретных правоотношений отличался глубиной и убедительностью, логической последовательностью их рассуждений и точностью конечного вывода.

Преимущества римского права (точность терминологии и сжатая форма изложения) создали из сочинений римских юристов своеобразные эталоны для выработки юридического мышления многих последующих поколений правоведов.

Римские юристы умело индивидуализировали отношения и случаи, исходя из правила «равное оценивать равно, различное различно». В этом и заключается смысл термина AEQUITAS (справедливость). Для них главным являлось уяснение истинной воли законодателя при оформлении им правовой нормы.

В современной романистической науке значение римского права определяется по-разному. Если одни ученые указывают на кризис римского права, то другие отмечают его идеальность.

Одно из положений римского права, которое дано Ульпианом, гласит: «Жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит».

В этой связи некоторые авторы полагают, что достаточно ввести в реальность содержание данного высказывания, как жизнь отдельных людей и целых народов станет счастливой при посредничестве такого механизма, как римское право.

Однако более справедливой представляется точка зрения ученых, которые хотя и позитивно оценивали римское право, но всё же указывали на его несовершенство. Они ссылались на высказывание Рудольфа Иеринга: «Через римское право, но вперёд, дальше его!».