Рассмотрим особенности государственного строя Рима в период поздней империи (домината).

В период поздней империи (домината) верховная власть в государстве была сконцентрирована в руках одного лица – императора.

Императоры позднеримской империи полностью отказываются от республиканских традиций и более не именуют себя «магистратами» или «принцепсами», которые формально признавали над собою власть народа.

Вместо титула «PRINCEPS» появляется титул «DOMINUS», т.е. «владыка». Император Аврелиан (270-275 гг. н.э.) стал первым, кто назвал себя «владыкой и Богом» («DOMINUS ЕТ DEUS»).

Внешним признаком императорского достоинства стала диадема (белая, унизанная жемчугом повязка), а впоследствии – корона. Отныне император носил шёлковые одежды и пурпурные ткани, которые украшались золотом и драгоценными камнями.

Во время домината при императорском дворе вводится и активно применяется пышный церемониал. Лицам, лицезревшим особу императора, надлежало падать ниц. Особа императора стала обоготворяться. Императоры считали себя неограниченными властителями, которые не связаны  ни одним законом государства. 

В эти времена все жители империи характеризуются не «гражданами» (CIVES), а «подданными» (SUBIECTI), которые обязаны беспрекословно повиноваться императору. Любое распоряжение императора приобретает силу закона.

Государственный строй Рима в период поздней империи предполагал функционирование при императоре «консистории». Она представляла собой «учреждение, где стоят вместе» (в присутствии императора члены консистории не имели возможности сидеть), которую можно назвать «императорским советом» или «государственным советом». Консистория являлась исключительно совещательным органом, а её мнение юридически не было обязательным для императора. Данный орган обсуждал разнообразные вопросы относительно управления, законодательства и суда, принципов государственного строя Рима.

В условиях домината государственный аппарат стал сугубо централизованной системой. Все учреждения, которые имели отношение к императору, назывались «OFFICIA». Император назначал или утверждал чиновников сроком на один год. Одни чиновники были в центральных органах, другие деятели находились в местных органах.

Во времена домината в государственном строе Рима сформировалась определенная иерархия чинов. В её составе можно выделить следующие чины: «редактор» законов, заведующий императорской казной (фиском), управляющий коронными имуществами, начальник императорской канцелярии.

Высшим чиновникам присваиваются следующие почётные титулы (ранги):

– «сиятельный» (ILLUSTRES);

– «великолепный» (SPECTABILES);

– «светлейший» (CLARISSIMI).

Чиновники указанных трёх рангов включались в состав так называемого «сенаторского сословия» (ORDO SENATORIUS). Третьи подчинялись вторым, вторые – первым, первые – императору. Должности подразделялись на придворные (DIGNITATES PALATINAE), гражданские (DIGNITATES CIVILES) и военные (DIGNITATES MILITARES).

Жалованье чиновникам устанавливалось согласно их рангу и титулу. Ранги чиновников определялись так называемой NOTITIA DIGNITATUM, которую можно назвать «табелью о рангах». Он представлял собой перечень всех гражданских и военных должностей начала V века нашей эры.

Самым высоким лицом при дворе было принято считать министра императорского двора – MAGISTER OFFICIORUM OMNIUM.

Государственный строй Рима в период поздней империи (домината) предполагал, что вся иерархия чинов восходила к императору, который по существу являлся первым чиновником в государстве. Каждый чиновник имел канцелярию со служащими.

Римский сенат постепенно превращался лишь в муниципальный орган. Сенат имеет право на исключительно формальное утверждение провозглашения императора войском. Управление городом Римом осуществляют городские префекты, а в провинциальных городах – магистраты, которые назначаются правителями провинции.

Во времена домината управлением в провинциях занимаются наместники императора, которых называют «презесами» или «ректорами провинции». Их судебные функции в определенной степени ограничены, поскольку в отношении их решений допускалось обжалование (апелляция) на имя императора. При этом наместники провинций издавали эдикты.

Результатом реформ Диоклетиана и Константина (307-337 гг. н.э.) является новое административно-территориальное деление империи. Она подразделяется на две половины: Западную – OCCIDENS (с центром в Риме) и Восточную – ORIENS (с центром в Константинополе). Подобное деление фактически свершилось в конце III века до н.э.

Управление каждой частью империи осуществляет свой император. Каждый император имеет собственного помощника или цезаря, которые также управляли определенной частью империи. В составе Западной и Восточной империи существует по 2 префектуры во главе с префектом (всего 4 префектуры и 4 префекта). Префектуры подразделяются на диоцезы во главе с викариями (заместителями префекта). Диоцезы делятся на провинции во главе с ректорами или корректорами. Провинции подразделялись на округа, в которых имелось самоуправление.

Основы Государственный строй Рима в период поздней империи (домината) закрепляли за муниципальным «советом» или «сенатом» наименование декурия. В муниципиях городская верхушка называлась декурионами. Прежде всего, она отвечала перед центральной властью за полноценное поступление налогов. Вторым сословием в муниципиях являлись так называемые августалы.

В эти времена существовало два сената. Один сенат располагался в Риме, а другой сенат функционировал в Константинополе. Оба сената стали лишь муниципальными органами, которые управляли столичными городами. С формальной точки зрения сенат избирал консулов, преторов и квесторов. Однако для подобного избрания была необходима санкция императора.

Избрание сенатом нового императора оставалось простой формальностью. Сенат утверждал в данной должности того, кто уже был провозглашен войском либо предназначен для этой должности в качестве цезаря.

По всем указанным основаниям и чертам период домината характеризуется как «абсолютная монархия».

Со времен императора Константина городские общины учреждали специальных должностных лиц (дефензоров), которые были уполномочены на защиту города от притеснений и несправедливого отношения со стороны императорских чиновников. Население провинций часто находилось под непосильным бременем множества налогов и натуральных повинностей, грабежей, вымогательств чиновников.