kolona.jpg

Изучим систему римского права, выявим ветви римского частного права.

Римское частное право представлено тремя ветвями, которые сформировались в единую систему в разное время.

Первую ветвь составляли нормы квиритского (цивильного) права, образование и развитие которого приходится на период с VI века по середину III века до н. э. Нормы древнейшего права регламентировали отношения лишь между квиритами – римскими гражданами.

Развитие торговли, сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений и всей рабовладельческой системы хозяйства способствовали дальнейшему прогрессу римского частного права. Нормы квиритского права уже не могли урегулировать развитие системы торгово-денежных отношений.

Реальность способствовала приведению системы старых норм в соответствие с новыми условиями жизни общества. По этой причине наряду с квиритским правом образовалось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Данная система оформилась из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В процессе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а только придавали положениям старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Производя защиту системы новых отношений, преторы реализовали следующий шаг. При помощи эдиктов они начали заполнять пробелы цивильного права, устраняя тем самым их недостатки.

Впоследствии в преторские эдикты включались формулы, направленные на трансформацию системы норм римского цивильного права. Преторский эдикт показывал пути для признания новых отношений. Формируя средства защиты вопреки цивильному праву или в его дополнение, эдикт претора создавал систему новых форм права.

Нормы преторского права (как и нормы квиритского права) регламентировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних данные нормы были лишены формализма, религиозной обрядности и символики.

К основам преторского права относились принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве. Согласно естественному праву все люди равны и рождаются свободными. Из принципа справедливости устанавливалось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма предполагал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства делал необходимым создание системы правовых норм, которые должны были иметь приемлемый характер для осуществления сделок с участием иностранных граждан.

По этой причине в республиканский период оформилась еще одна система римского частного права – «право народов». Данная система включала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и ряда других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регламентировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Указанное право в сравнении с римским правом древнейшего периода характеризовалось простотой, гибкостью, отсутствием формальностей.

Исконное римское частное право и «право народов» в течение долгого времени дополняли друг друга. При этом влияние «права народов» на квиритское право было значительным. В результате система квиритского права стала утрачивать свои характерные черты.

С течением времени наблюдалось сближение всех трех систем права. Если в начале III века н. э. они ещё сохраняли ряд характерных отличий, то уже к середине IV века все три ветви объединились в единое римское частное право.