Выявим сущность конституции как основного правового акта, устанавливающего наиболее важные правила взаимодействия членов общества.

Сущность конституции проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она была создана, какие социальные запросы обеспечили ее возникновение.

Появление конституции относится к 18 веке связано с эпохой буржуазно-демократических революций, крушением феодальных обществ под напором капиталистического строя. Для этого была необходима правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Подобную роль мог выполнить лишь правовой акт, который обобщенно устанавливал основы устройства государства. Он должен был находиться объективно выше власти короля и представлять волю всего общества.

Первыми конституциями считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Конституции Франции и Польши.

Происхождение термина «конституция» (что означает – учреждение, установление) достоверно не установлено. Существует точка зрения, что он взят из оборота, которым начинались акты римских императоров. Поначалу наряду с термином «конституция» применялось наименование «основной закон».

В научной литературе имеются различные теории относительно сущности конституции. Одной из точек зрения является определение сущности конституции как общественного договора. В соответствии с ней все члены общества заключили договор, отраженный в конституции, о том, на каких основах и принципах учреждается данное общество, по каким правилам оно функционирует. Конституция признается выражением суверенитета народа и проявлением его единой воли.

Теологические теории рассматривают сущность конституции как воплощение в ней божественных предписаний о правилах жизни человека и общества, отражение идеи высшей справедливости и разума.

Представители школы естественного права считают, что сущность конституции проявляется в воплощении в ней огромного опыта и традиций данного народа. Подобные конституции признаются прочными и устойчивыми.

Существуют теории, которые отрицают народный характер конституции и связывают ее сущность с волей государства. Основной закон рассматривается как самоограничение государственной власти: для недопущения произвола, она сама себя ограничивает и устанавливает пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория усматривает сущность конституции в выражении воли не всего народа, а только воли господствующего класса, т.е. является классовой по своей сущности.

Действующая Конституция РФ не восприняла тезиса о классовой сущности основного закона. В сущность и основание Конституции 1993 года заложены иные начала – не классовые, а общедемократические. По своему происхождению она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах излагать и распространять свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она принимается большинством избирателей и поддерживается им. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается то общество, в котором реализуются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция России по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования.