kolona.jpg

Исследуем модели и виды конституционного контроля (надзора) в зарубежных странах.

Конституционный контроль и надзор – это деятельность по обеспечению проверки на соответствие конституции различных нормативно-правовых актов, а также действий государственных органов и их должностных лиц, иных субъектов конституционно-правовых отношений.

Идея конституционного контроля сформировалась в Великобритании в XVII веке, а в современном виде он возник в США в 1803 году (в рамках дела Мэрбюри против Мэдисона). Впоследствии он был реализован во многих странах, а после Первой мировой войны сформировалась европейская модель конституционного контроля и надзора.

В процессе развития данного института оформились две модели конституционного контроля: европейская и американская.

Европейская модель конституционного контроля реализуется специализированными судебными органами (например, Конституционный трибунал в Испании) либо  квазисудебными органами конституционного надзора (например, Конституционный совет во Франции).

Американская модель предполагает участие всех судов общей юрисдикции (как в США и Аргентине) или только Верховных судов общей юрисдикции (как в Австралии и Индии).

В теории существуют различные подходы к классификации основных видов конституционного контроля.

1. В зависимости от времени осуществления:

предварительный контроль (проводится до вступления в силу решения, закона);

последующий контроль (проводится по отношению к действующим актам).

2. В зависимости от места осуществления:

внутренний надзор (осуществляет орган, издавший этот акт);

внешний надзор (проводит иной орган).

3. В зависимости от правовых последствий:

консультативный надзор (решение органа конституционного контроля не имеет обязательной юридической силы);

постановляющий надзор (решение обладает обязательной юридической силой).

4. В зависимости от обязательности проведения:

обязательный (проводится в силу наличия императивных предписаний закона о необходимости его проведения);

факультативный (реализуется при наличии соответствующей условий и инициативы).

5. В зависимости от формы:

абстрактный (анализ акта осуществляется вне связи с конкретным делом);

конкретный (проверка акта в связи с конкретным делом).

6. В зависимости от объема:

полный контроль (охватывает все общественные отношения, которые урегулированы конституцией);

частичный контроль (конституционному надзору подлежат не все отношения, которые урегулированы конституцией).

7. В зависимости от содержания:

формальный (реализуется с позиции соблюдения требуемой формы акта, процедуры и компетенции);

материальный (реализуется с точки зрения содержания акта).

8. В зависимости от точки зрения на придание акту обратной силы:

– контроль, имеющий обратную силу;

– контроль, не имеющий обратной силы и действующий на будущее.

Органы конституционного контроля подразделяют на две группы:

1) органы, осуществляющие конституционный надзор наряду с иными функциями. Как правило, для них данная деятельность не является главной (руководитель государства, парламент и его палаты, правительство, суды общей юрисдикции, административные суды);

2) органы, которые специализируются на этом виде контроля. Для них он является основным направлением деятельности (например, специализированные судебные и надзорные органы).

Вышеуказанные модели и виды конституционного контроля и надзора в зарубежных странах отражают различные подходы к реализации государствами своих контрольно-правовых функций.