Ключевым личным правом человека выступает право на жизнь (отражено в содержании статьи 20 Конституции РФ). Впервые оно было закреплено в Конституции России после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Оно является естественным личным правом человека, защита которого включает широкий набор активных действий всех общественных и государственных структур, каждого конкретного индивида по формированию и поддержанию безопасной природной и социальной среды обитания и благоприятных условий жизни. К подобным факторам относят:

– политику государства, которая предполагает отказ от вооруженных способов разрешения разнообразных социальных конфликтов;

– целенаправленную борьбу с преступлениями против личности, а также незаконным распространением и хранением оружия;

– восстановление и сохранение природной среды обитания для человека;

– мероприятия в сфере здравоохранения в форме качественного медицинского обслуживания, оперативной работы службы скорой помощи и т.д.

Согласно статье 21 Конституции РФ личным правам человека является право на охрану государством достоинства личности. Уважение данного личного права выступает неотъемлемым признаком современных цивилизованных обществ. Ничто не должно рассматриваться как основание для пренебрежения этим личным правом. Любые способы воздействия на неправомерное поведение индивида не должны сопрягаться с умалением чувства его достоинства.

В Конституции отмечается, что никто не должен быть подвергнут насилию, пыткам, иному жестокому либо унижающему достоинство наказанию или обращению. Нельзя никого без его добровольного согласия подвергать научным, медицинским либо другим опытам.

Неприкосновенность личности (статья 22 Конституции) проявляется в том, что никто может насильственно ограничивать свободу человека в легальном распоряжении своими действиями и пользовании свободой передвижения. Никто не может подвергаться аресту, заключению под стражу и содержанию под ней кроме, как по судебному решению. Основания для ареста предусматриваются в уголовно-процессуальном и ином законодательстве, которое предусматривает широкую систему гарантий защиты от необоснованного ареста и нарушения личных прав индивида при аресте.

В статье 23 Конституции закреплено такая личная свобода как право человека на защиту собственной чести и доброго имени. При этом законодательно предусмотрен судебный порядок для их защиты, в том числе право на компенсацию морального вреда.

Статья 24 Конституции указывает право на неприкосновенность частной жизни, семейную и личную тайну. Данное личное право проявляется в запрете без согласия лица осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о его частной жизни. Каждый должен быть обеспечен возможностью знакомиться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы в случаях, если иное не указано в законодательстве.

Гарантия неприкосновенности жилища (статья 25 Конституции) предполагает, что никто не вправе входить в жилище без законных оснований и оставаться в нем помимо воли проживающих там людей. В законодательстве четко регламентированы случаи, которые это допускают, и перечень уполномоченных на это органов. Предусматриваются разные формы ответственности за необоснованное вторжение в личную жизнь, разглашение тайны личной переписки, телефонных переговоров и сообщений. Лишь в строго установленных законодательством случаях по причине расследования уголовных дел и ввиду судебного решения может накладываться арест на личную корреспонденцию и производиться её выемка из почтово-телеграфных организаций.

В статье 26 Конституции отражено право устанавливать и указывать свою национальную принадлежность. Значимой дополнительной правовой гарантией равноправного положения вне зависимости от национальности выступает норма части 1 статьи 26 Конституции о том, что никто не может принуждаться к определению и указанию собственной национальной принадлежности. В официальных анкетах запрещено ставить вопрос о национальной принадлежности. Согласно Положению о паспорте гражданина России, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828 (в ред. от 18 ноября 2016 года), к числу вносимых в паспорт сведений не отнесено указание на национальность как не связанное с отражаемой в паспорте идентификацией личности.

Свобода передвижения указывается в статье 27 Конституции РФ. В части 1 данной статьи говорится о том, что каждый законно находящийся на территории России обладает правом свободно передвигаться, выбирать место жительства и пребывания.

В части 2 статья 27 Конституции признается такая личная свобода как право каждого законно находящегося на территории РФ свободно выезжать и возвращаться в Россию.

Содержание федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 года (в ред. от 1 июля 2017 года) соответствует общепринятым международным стандартам правового регулирования в данной сфере. Данный ФЗ обеспечивает свободу граждан для выезда за пределы России и возвращения в РФ. При этом выезд связан с согласием того государство, в которое намерен выехать гражданин, и по этой причине необходима её въездная виза. Право гражданина РФ на выезд из страны может временно ограничиваться лишь в случаях, которые прямо оговорены в законе.

К основным документам, по которым граждане реализуют свой въезд и выезд, относятся:

– паспорт;

– дипломатический паспорт;

– служебный паспорт;

– паспорт моряка.

В ФЗ установлен порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок их транзитного проезда по территории России.

Свобода совести, свобода вероисповедания (статья 28 Конституции) предоставляет каждому гарантии соблюдения соответствующих личных свобод, в том числе право исповедовать индивидуально или коллективно любую религию либо не исповедовать ни одной, свободно выбирать и распространять религиозные или иные убеждения, а также действовать сообразно ним.

Ключевой гарантией соблюдения вышеуказанных свобод выступает светский характер государства, который закреплен как основа конституционного строя России (статья 14 Конституции РФ). При этом никакая религия не должна устанавливаться как государственная или обязательная. Присутствие в России разных конфессий и религиозных верований делает данную конституционную норму весьма значимой для человека. Она гарантирует свободу в выборе религиозного верования либо атеистических убеждений, что не ограничивается никакими внешними и посторонними мотивами.

В ФЗ от 26 сентября 1997 года (в ред. от 6 июля 2016 года) «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена обширная система гарантий по реализации принадлежащей каждому свободы совести.

Реализации свободы выбора религиозных либо атеистических воззрений способствует и светский характер образования в муниципальных и государственных учебных учреждениях. Оно не нацелено на формирование определенного отношения людей к религии. Преподавание вероучений может происходить в негосударственных воспитательных и учебных заведениях, в личном порядке на дому либо при религиозных учреждениях.

В статье 29 Конституции указана свобода мысли и слова, возможность свободно и любым законным способом получать, создавать, искать, передавать и распространять информацию.

Мысли, убеждения, а также мнения людей относятся к области его внутренней личной жизни. Вторгаться в неё без его согласия запрещено. Никто не может принуждаться к выражению собственных убеждений и мнений либо отказу от них.

Свобода мысли тесно увязывается со свободой слова, которая означает безусловное право индивида распространять свои личные убеждения, мысли и мнения. Однако, она не безгранична. Согласно Конституции запрещена пропаганда и агитация, которые возбуждают социальную, национальную, расовую либо религиозную ненависть и вражду. Не допускается пропаганда социального, национального, расового, религиозного либо языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции). Свобода слова также предполагает недопустимость принуждения к выражению личных мнений и убеждений либо к отказу от них.

Каждый вправе свободно получать, искать, передавать, создавать и распространять информацию любыми законными способами, что гарантировано нормами ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года (в ред. от 29 июля 2017 года). В нём указывается, что физические лица (граждане) и юридические лица (организации) могут осуществлять поиск и получение любой необходимой информации из любых источников и в любых формах при условии соблюдения требований ФЗ. Гражданин вправе получать информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы, от государственных и муниципальных органов, а также их должностных лиц в порядке, который установлен законодательством РФ.

Федеральные законы могут предусматривать определенные случаи ограничения доступа к информации для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц и населения, гарантий обороны и безопасности страны. Обязательным элементом выступает соблюдение конфиденциальности той информации, доступ к которой был ограничен федеральным законодательством. Защита информации, формирующей государственную тайну, реализуется согласно положениям отечественного законодательства о государственной тайне.

Таким образом, содержание личных прав и свобод человека отражает внутреннее их наполнение, которое раскрывает их сущностный потенциал.