Правовые основы деятельности СМИ заложены в законе «О средствах массовой информации».

В соответствии со статьей 1 Закона «О средствах массовой информации» под свободой массовой информации в РФ понимается то, что за некоторыми исключениями не подлежат ограничениям:

– поиск, получение, создание и распространение массовой информации;

– учреждение, владение, пользование и распоряжение СМИ;

– изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация оборудования, сырья и материалов, которые предназначены для создания и распространения продукции СМИ.

Согласно правовым основам деятельности СМИ запрещается цензура массовой информации, под которой понимается требование государственных органов и их должностных лиц, иных заинтересованных субъектов предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также запрет на распространение сообщений и материалов.

Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения государственной тайны, а также материалов, пропагандирующих терроризм, порнографию, насилие, жестокость, наркотики и их аналоги.

Правовые основы деятельности СМИ заложены в законодательстве России о СМИ, которое состоит из Закона «О средствах массовой информации» и издаваемых в соответствии с ним иных нормативно-правовых актов РФ.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Согласно правовым основам деятельности СМИ редакция средства массовой информации реализует свою деятельность после его регистрации. СМИ является зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Заявление о регистрации средства массовой информации подается в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны: сведения об учредителе, название СМИ, язык, адрес редакции, форма периодического распространения массовой информации, предполагаемая территория распространения продукции, источники финансирования и иная информация. К заявлению прилагается документ, который подтверждает уплату государственной пошлины. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещено.

Смена учредителя и состава соучредителей, а также названия, языка, формы периодического распространения информации, территории распространения разрешается только после перерегистрации СМИ. В случае изменения местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель должен в течение месяца письменно уведомить Роскомнадзор.

В соответствии с правовыми основами деятельности СМИ не требуется регистрация:

– СМИ, учреждаемых органами государственной и местной власти для издания их официальных сообщений и нормативных актов;

– периодических печатных изданий с тиражом менее одной тысячи экземпляров;

– радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия и т.п.

Извещение об отказе в регистрации отправляется заявителю в письменной форме с указанием причин и оснований отказа согласно положениям Закона «О средствах массовой информации».

Свидетельство о регистрации СМИ может быть признано недействительным только судом по заявлению регистрирующего органа в следующих случаях:

– если свидетельство о регистрации получено путем обмана и подделки документов;

– если средство массовой информации не реализует свою деятельность более года;

– если устав либо заменяющий его договор не принят в течение трех месяцев со дня первого выхода данного СМИ;

– если имела место повторная регистрация этого СМИ.

За государственную регистрацию СМИ, оформление и выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации, внесение изменений в указанное свидетельство взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые регламентированы законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, правовые основы деятельности СМИ формируют базис для нормативного регулирования данной сферы общественных отношений. В правовых основах деятельности СМИ отражены права и обязанности всех субъектов, взаимодействующих в процессе создания, получения и передачи информации массовому потребителю.