Определим виды конституций РФ и выявим особенности каждого из видов.

В теоретическом и практическом пространстве выделяют два вида Конституций: Конституция РФ и Конституции республик в составе РФ.

Согласно статье 5 Основного закона России, республика имеет свою конституцию и законодательство, а другие субъекты имеют свой устав и законодательство.

Конституция и устав по своему назначению и содержанию имеют равнозначное наполнение. Уставы ряда областей и иных субъектов, как и конституции республик, характеризуются (в скобках) как основные законы.

Их принятие относится к исключительному предмету ведения самого субъекта, однако их положения должны соответствовать Конституции РФ, основам конституционного строя и федеральным законам.

По этой причине в конституции и уставы субъектов перенесены главные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, которые отражены в федеральном Основном законе.

В одних видах конституциях и уставах подобное воспроизведение положений федеральной Конституции дается более широко, а в других видах менее полно. Однако даже если какое-либо положение Основного закона РФ отсутствует в них, это не означает, что оно не применяется. В силу верховенства и прямого действия Основного Закона РФ его соблюдение обязательно для субъекта.

Более высокий уровень учредительной власти субъектов при принятии своих конституций и уставов характерен для правовых положений, которые отражают вопросы исключительного ведения субъекта РФ.

В этих пределах субъект сам разрабатывает свою конституцию либо устав: структуру, содержание, виды и систему органов власти, их наименования, полномочия, административно-территориальное устройство и решает иные вопросы, которые входят в сферу его исключительной компетенции. Также он устанавливает характер и полноту правового отражения принципов федерального Основного закона.

Конституция (устав) субъекта РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным видам нормативно-правовых актов. Последние не могут противоречить Основному Закону субъекта.

В ряде республик и областей имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов субъектов РФ их конституциям и уставам.

По структуре они имеют как схожие черты, так и различия. Как правило, в них присутствуют небольшие преамбулы, которые имеют различное содержание. Большая их часть делится на разделы, разделы включают главы, а главы состоят из статей.

Принятие конституций и уставов субъектов, их пересмотр, изменение, внесение поправок происходит согласно особому порядку.

Принятие Основного Закона субъекта является предметом ведения законодательного органа субъекта. Подобное решением принимается квалифицированным большинством. Согласно конституции большинства республик они приняты народом данных образований.

В ряде уставов указано, что они принимаются представительным органом, который действуют от имени граждан России, проживающих в данном субъекте.

В конституциях и уставах установлен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках и изменениях. В республиках это Президент, депутаты законодательного (представительного) органа, Правительство, Конституционный суд и иные виды органов.

Для Основных Законов субъектов РФ характерны нормы о недопустимости внесения изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным органом.

В конституциях этот подход затрагивает главы об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан, порядке пересмотра и изменения Основного Закона. Предложения об изменении норм данных разделов или глав производятся в усложненном порядке.

В уставах субъектов также присутствуют нормы об особом порядке изменения тех или иных глав и положений.

Конституции и уставы должны непременно соответствовать положениям Основного закона РФ. Обеспечение подобного соответствия является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Норма о верховенстве Основного Закона России приведена в конституциях и уставах субъектов РФ.

Уровень их соответствия федеральной Конституции обусловливается объективными факторами. Он устанавливается в размере, который необходим для создания условий для функционирования РФ как целостного и единого государства, обеспечения прямого действия Конституции РФ и федерального законодательства на всей территории.

За указанными границами субъектам РФ предоставляется самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.

Своеобразными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов РФ Основному Закону России являются:

верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России;

высшая юридическая сила, прямое действие и применение федеральной Конституции;

– формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти;

взаимное согласие РФ и её субъекта на изменение статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом;

– возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов РФ при помощи конституционного судопроизводства, которое обеспечивает Конституционный Суд РФ. Положения Основного Закона субъекта, которые признаны судом как не соответствующие Конституции РФ, утрачивают силу.

В последние годы проведена работа по приведению в соответствие с федеральной Конституцией всех противоречащих ей норм конституций и уставов субъектов, а также по обеспечению механизма реализации соответствующих постановлений Конституционного Суда РФ.