kolona.jpg

Исследуем особенности системы гражданского права России.

До начала 90-х гг. XX века правовая система России в рамках системы советского права представляла собой комплекс самостоятельных правовых отраслей. Ее особенностью было многообразие элементов при отказе от их общего и традиционного деления на сферы публичного и частного права.

Преимуществами подобного подхода являются возможность полного учета специфики разных видов общественных отношений, а также разветвленность и тщательность их регламентации. Однако при этом появились сложности и громоздкость сформировавшейся системы, необходимость размежевания правовых комплексов, которые затрудняют их взаимную согласованность.

Указанные особенности системы права России были весьма заметны в переходных и пограничных ситуациях, которые складывались на стыке отдельных правовых отраслей. Решение проблемы часто происходило в создании новых комплексных либо вторичных правовых отраслей вместе с прежними и общепризнанными сферами, что лишь усложняло всю систему права России.

Однако главной целью правовой системы является не разграничение отраслей права и их сфер, а обеспечение единого и комплексного их воздействия на систему общественных отношений. По этой причине правовая система должна отличаться внутренней согласованностью всех её элементов (подсистем), которая опирается на организационно-правовые и социально-экономические факторы.

Прежний правопорядок России с его особенностями в определенной степени выполнял свои задачи с помощью построения системы правовых отраслей согласно иерархическому принципу. Она представляла собой пирамиду, главное место в которой занимало конституционное (государственное) право России. Далее располагались подчиненные ему основные отрасли: гражданское, гражданско-процессуальное, административное, уголовное и уголовно-процессуальное право. Они в свою очередь возглавляли группы правовых отраслей, которые в большинстве своем выделились из материнских, базовых отраслей (например, из гражданского права выделились семейное и трудовое право и т.д.).

Таким образом, через всю вышеуказанную систему проходили публичные начала, которые оформляли по сути безграничное вмешательство государства в различные сферы общественной жизни и его членов. Это обеспечивало первоочередную защиту государственных и публичных (общественных) интересов. Данный подход вполне соответствовал особенностям административно-планового характера экономики и фактической роли государства в общественной жизни.

Радикальная реформа экономического и общественного строя России одним из последствий имела изменение вышеуказанной системы.

Признание значимости частноправовых начал и переход к делению всей правовой системы на частноправовую и публично-правовую сферы способствовали тому, что вместо пирамиды соподчиненных отраслей в России возникла новая их система. Она была основана на равенстве публично-правового и частноправового подходов. В данной системе две взаимодействующие (но не соподчиненные) сферы частного и публичного права включают в свой состав ранее отдельные правовые отрасли и их группы.

В правовой системе России к частноправовым отраслям относят гражданское, трудовое, семейное и международное частное право.

Публично-правовая сфера получает более сложную структуру, так как в ней сохраняется многообразие правовых отраслей и появляются новые комплексные отрасли, которым не остается места в общей правовой системе.

Попытки включения в состав комплексных образований частноправовых институтов (например, договорного права) обычно не имеют под собой объективных оснований. Это можно наблюдать на примере концепции предпринимательского права.

Новая система права России в значительной степени соответствует задачам создания правового государства и гражданского общества, которое более не должно находиться под всеобъемлющим и постоянным воздействием государства.

Согласованность и единство указанной системы формируется единством лежащих в ее фундаменте общих правовых принципов, а также критериев для выделения правовых отраслей. Социально-экономическую базу данного положения в России формируют признание главенствующей роли неотъемлемых прав и свобод человека, рыночная организация хозяйства с преобладанием частноправового регулирования, федеративная система государственного устройства.

Главным общепризнанным критерием самостоятельности отраслей права является наличие самостоятельного предмета и метода правового регулирования. К дополнительным критериям относят наличие особых и самостоятельных функций отрасли права, что связано с её положением в общей системе права.

Индикатором юридической однородности институтов и норм правовой отрасли признается возможность обособления единых для них общих правил и подходов, то есть общей части.