kolona.jpg

Выявим состав и содержание организационно-функциональных принципов гражданского процессуального права.

Принцип осуществления правосудия только судом имеет конституционное закрепление, он установлен в части 1 статьи 118 Конституции РФ.

Принцип отправления правосудия лишь судом действует в гражданском и арбитражном судопроизводствах.

В гражданском процессе данный принцип состоит в том, что судебным инстанциям в системе органов защиты прав (нотариат, третейские суды, комиссии по трудовым спорам и т.д.) отведено особое место.

Принцип назначаемости судей на должность является основополагающим организационным принципом гражданского судопроизводства. Его суть состоит в выборности судей и народных заседателей. Указанное положение нашло закрепление в статье 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В настоящее время суды формируются посредством назначения судей на должности.

Выделяют два способа их назначения на должность: одна группа судей назначается Советом Федерации РФ, другую часть назначает Президент РФ.

Вне зависимости от порядка назначения на соответствующую должность, ни одно лицо не может быть предложено для назначения без согласия квалификационной коллегии судей.

Председатель Верховного Суда РФ, его заместители, председатели (заместители председателей) верховных судов субъектов РФ, районных и военных судов назначаются на должность на срок в 6 лет.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (либо заместителя) того же суда неоднократно, однако не более двух раз подряд. При этом отбор кандидатов на должность судей происходит на конкурсной основе.

Огромное значение имеет принцип единоличного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Дела в судебных органах первой инстанции судьи рассматривают единолично. При этом судья выступает от имени суда.

Гражданские дела в судебных инстанциях кассационной и надзорной инстанций рассматриваются коллегиально.

Принцип независимости судей провозглашен в Конституции России. Он подразумевает, что при отправлении правосудия судьи независимы, они подчиняются лишь Конституции РФ и федеральному закону. Независимость судей – это важнейший принцип организации правосудия.

Судья должен рассматривать и разрешать гражданские дела в обстоятельствах, которые исключают постороннее воздействие на него. Запрещается какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия. В противном случае законом предусмотрена определенная ответственность.

Независимость судей подкрепляется политическими, экономическими и правовыми гарантиями. Она обеспечивается неприкосновенностью личности судьи и распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт, средства связи, принадлежащие ему имущество и документы.

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом имеет своё начало в конституционном и гражданском праве.

Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом представляет собой элемент правового статуса граждан и организаций в обществе. Оно не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств.

Принцип государственного языка играет заметную роль в организации гражданского судопроизводства.

В соответствии с положениями статей 71 и 118 Конституции России судебные органы общей юрисдикции выступают как федеральные суды. По этой причине судопроизводство в них должно проводиться на государственном языке.

Судопроизводство по гражданским делам реализуется на русском языке как государственном языке РФ либо на государственном языке республики, которая входит в состав РФ и на территории которой располагается соответствующий судебный орган. В военных судах судопроизводство проводится только на русском языке.

Участвующим в деле лицам, которые не владеют языком судопроизводства, обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать показания, выступать в суде и совершать иные действия на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения.

Принцип гласности отражает важность открытости в организации гражданского судопроизводства.

Согласно положениям статьи 123 Конституции РФ и статьи 9 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» рассмотрение и разрешение дел в гражданском процессе проходит в открытом заседании суда.

Реализация принципа гласности предполагает свободный доступ в зал судебных заседаний всех пожелавших граждан, а также их право на фиксацию всего происходящего в зале заседания суда.

В зависимости от знакомящихся с деятельностью суда лиц принято различать гласность для сторон дела и других лиц, которые участвуют в деле. Соответственно выделяют гласность в узком смысле слова и гласность для народа (или публичность).

Публичность проявляется в праве нахождения в зале судебного заседания посторонних лиц. К ним относят представителей средств массовой информации, которые имеют право представлять объективные отчеты о судебном разбирательстве, при этом, не предрешая результатов и выводов суда в решении.

Однако из принципа гласности возможны некоторые исключения. Так, например, закон допускает исключения из принципа гласности для сохранения различного рода тайны (государственной, коммерческой и т.д.).

В связи с разбирательством дела в закрытом заседании суд обязан вынести мотивированное определение, которое не подлежит обжалованию. После оглашения соответствующего определения все присутствующие в зале заседания суда граждане должны покинуть его, за исключением участвующих в деле лиц.